Работы и исследования


Демография России

Мировые исследования


Do Family Support Environments Influence Fertility? Evidence from 20 European Countries

Kristen Harknett, Francesco C. Billari, Carla Medalia. EuropeanJournalofPopulation (2014) 30:1–33. DOI 10.1007/s10680-013-9308-3

Резюме

Сверхнизкая рождаемость в целом ряде европейских стран (СКР ниже 1,3 ребенка на женщину) происходила главным образом не из роста бездетности, а из падения числа вторых рождений. Исследование ставит перед собой цель выявить факторы, влияющие на намерение родить второго и/или последующих детей, поскольку именно различия в распространенности вторых рождений в значительной степени обусловливают различия в уровне рождаемости между различными европейскими странами.

Используются данные Европейского социального обследования (EuropeanSocialSurvey), проводимого каждые 2 года; в частности, использованы данные волн 2004-2005 и 2008-2009 гг. Основной метод исследования – многоуровневые логистические регрессионные модели.

Исследователи выделяют четыре блока факторов, способных, по их мнению, оказывать влияние и на фертильные намерения, и на актуальную рождаемость:

Институциональные факторы:

  • Расходы на поддержку семей в % от ВВП,

  • Длительность оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком

  • Удовлетворенность правительством (по шкале от 0 до 10)

  • Удовлетворенность системой образования (по шкале от 0 до 10)

  • Удовлетворенность системой здравоохранения (по шкале от 0 до 10)

Факторы, связанные с рынком труда:

  • Уровень безработицы

  • Гибкие часы работы[1] (оценка по шкале от 1 до 4)

  • Оценка трудовой мобильности

  • Оценка надежности/гарантированности работы

  • Удовлетворенность состоянием экономики

Факторы, связанные с расширенными семьями

  • Наличие поддержки от бабушек-дедушек

  • Наличие необходимости поддерживать бабушек и дедушек

  • Многопоколенные домохозяйства

Разделение труда в семье

  • Доля обязанностей по дому, выполняемая мужчиной в семьях, где работают оба партнера

Общая среда поддержки семьи (включает все четыре блока перечисленных выше факторов).

Результаты исследования показали, что:

  • Более высокий уровень расходов на семью (в % от ВВП) не влияет на намерение родить первого ребенка, но значимо и положительно влияет на намерения родить второго и последующих детей;

  • Длительность оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком не влияет на намерения родить ни первого, ни второго и последующих детей;

  • Более высокий уровень удовлетворенности правительством, системой образования, системой здравоохранения не влияет на намерение родить первого ребенка, но значимо и положительно влияет на намерения родить второго и последующих детей; увеличение удовлетворенности на 1 балл по 10-балльной шкале повышает вероятность намерения родить второго или последующего ребенка на 30%;

  • В сфере рынка труда, все пять показателей имеют значимое влияние на вероятность рождения второго и последующих детей (а гибкие графики имеют также значимое положительное влияние и на вероятность рождения первых детей). Увеличение гибкости рабочего графика на 1 балл по 4-балльной шкале увеличивает вероятность намерения родить первого ребенка на 50% и удваивает вероятность намерения родить второго или последующего ребенка.

  • Совместное проживание с бабушками/дедушками не влияет на вероятность намерения родить первого ребенка, но снижает вероятность намерения родить второго и последующих детей. Одна из возможных гипотез – обязательства по уходу за стареющими собственными родителями «конкурируют» с рождением у женщины второго и последующих детей.

В целом, среда поддержки семьи (учитывающая совокупное влияние всех вышеперечисленных факторов) не влияет на вероятность намерения родить первого ребенка, но значимо и положительно влияет на вероятность намерения родить второго и последующих детей, повышая ее примерно на 30%.

Что касается реальных рождений, то здесь структура влияния вышеперечисленных факторов распределяется примерно так же – слабая связь с первыми рождениями и намного более сильная и значимая связь со вторыми и последующими рождениями.

При среднеевропейских значениях всех показателей вероятность вторых и последующих рождений в период 2004 – 2007 гг. составляла 25% (т.е. в средней стране 25% матерей в эти годы рожали вторых или последующих детей).

Особенно сильно на вероятность вторых и последующих рождений влияют расходы на семью (увеличение их на 1% повышает вероятность рождения 2 и последующих детей на 23%), а также удовлетворенность правительством, системой образования и системой здравоохранения по 10-бальной шкале (повышение на 1 балл увеличивает вероятность рождений на 20 – 29%).

Чрезвычайно значимыми оказываются такие факторы, как гибкие рабочие графики (увеличение на 1 балл по 4-балльной шкале повышает вероятность первых рождений на 95%, вторых и последующих – на 225%) и трудовая мобильность (повышение на 1 балл по 10-балльной шкале повышает вероятность первых рождений на 24%, вторых и последующих – на 33%).

В целом, среда поддержки семьи (учитывающая совокупное влияние всех вышеперечисленных факторов) но значимо и положительно влияет на вероятность рождения второго и последующих детей, повышая ее примерно на 33%.

Результаты исследования подтверждают ранее выдвигавшуюся в демографических работах гипотезу о том, что при решении о рождении второго и последующих детей родители придают серьезное значение практическим соображениям, и потому вторые и последующие рождения оказываются значительно более «отзывчивыми» на целенаправленные меры политики, нежели первые. Это важно учитывать при формировании семейной политики.



[1] Точная формулировка вопроса – Насколько Вы согласны с утверждением «Я могу определять время, когда я начинаю и заканчиваю работать»; ответ по шкале от 1 – совершенно не согласен до 4 – полностью согласен.


Возврат к списку