14.06.2016 | Источник: Профиль
Раздача бесплатной земли на Дальнем Востоке началась, но сделать заявку удалось одному человеку из тысячи.Закон о бесплатном дальневосточном гектаре заработал и сразу оказался столь популярным, что сайт не справился с обращениям. Сделать реальные заявки удалось немногим избранным. Ключевые рыночные события июня: заседание ОПЕК и Совета директоров ЕЦБ уже состоялись и приняли предсказуемые решения. Два еще предстоящих события — возможное повышение ставки ФРС США и референдум по выходу Великобритании из ЕС — могут существенно повлиять на рынок. На всякий случай ЦБ РФ, вероятно, не будет снижать свою ключевую ставку 10 июня. Глава Счетной палаты подвела итоги главного мероприятия антикризисного плана прошлого года — госпомощи банкам — и они оказались весьма не утешительны. Пропало 75% денег.
14.06.2016
Принятый в 1862 году закон о гомстедах в США работал более 100 лет, и по нему почти бесплатно 13% земли в стране получили 2 миллиона семей. По его примеру в прошлом году был принят закон РФ о дальневосточном гектаре. Он заработал не с 1 мая, как планировалось изначально, а с 1 июня и только для жителей «пилотных районов». С 1 октября он распространится на всех дальневосточников и только с 1 февраля 2017-го – на всех граждан страны. Подробности закона можно узнать на сайте надальнийвосток.рф , там же осуществляется и выбор участка.
В увлекательном деле решил поучаствовать и видный оппозиционер Алексей Навальный. Члены его Партии прогресса, живущие в «пилотных районах», попробовали сделать заявку, провели на сайте больше часа и так ничего и не добились, о чем в подробностях, с юмором и скриншотами Алексей написал в своем блоге.
Ситуация напоминает «земельные гонки» по закону о гомстедах. Когда на ограниченное число участков набиралось огромное количество желающих, они распределялись в США с помощью лотереи или «земельных гонок» – когда будущие фермеры (boomer, т. е.участники бума) на своих фургонах с домочадцами одновременно стартовали и кто первый достигал желаемого участка, тот его и получал. Были и хитрецы (их сначала называли moonshiner, потом sooner), которые выезжали на облюбованные участки ночью, скрывались там, а потом за-являли на них свои права.
Складывается ощущение, что 348 российских «муншайнеров» оставили с носом 400 тысяч лохов‑бумеров. Потому что принцип распределения земли тот же, что и в «земельных гонках», – кто первый. Но вот только сама очередь оказалась от пользователей скрыта, и кто в каком порядке идет – неизвестно. Есть ли у кого претензии на облюбованный тобой гектар – тоже. Это открывает широкий простор для манипуляций с данными. «Профиль» будет следить за развитием этой удивительной для нашего времени истории.
На 4,3%Глава Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила, что сумма полученной господдержки на докапитализацию банков (ключевой пункт антикризисного плана прошлого года) на конец 2015 года составила 802,7 млрд руб., но увеличение совокупного капитала докапитализированных банков составило только 190,4 млрд руб., или 23,7% полученного объема докапитализации. А в I квартале 2016 года произошло снижение капитала у 19 банков из тех 24, которые были докапитализированы. Куда пошли 75% денег, предоставленных банкам? Никто не знает, потому что системы контроля над целевым использованием этих денег не было. Обычная история?
Но вот два других события нервируют рынок гораздо сильнее. Заседание ФРС США 15 июня и Brexit – референдум о выходе Англии из ЕС – 23 июня. Руководство ФРС уже месяц как готовит рынок ко второму повышению процентной ставки. Или сейчас, или на июльском заседании ФРС вполне может поднять ставку.
Последствия Brexit, если он состоится, вообще труднопредсказуемы. Последний телефонный опрос (31 мая) показал: 51% британцев – за «остаться» и 43% – за «выйти». Но все это на грани, колеблется туда-сюда, референдум может кончиться чем угодно. А «что угодно» нельзя заложить в цены, поэтому реакция рынка будет постфактум и, возможно, весьма бурная. Неопределенность заставит идти в надежные активы и бежать из рисковых – типа рубля.
Все в мире опасаются этих двух будущих июньских событий, а наши чиновники – нет. Зампред ЦБР Ксения Юдаева, а затем и министр экономразвития Алексей Улюкаев заявили, что российская экономика адаптировалась ко всем неприятностям и возможное повышение ставки ФРС на рубле не скажется.
Если бы наши власти действительно не боялись, то снизили бы нашу ключевую ставку. Но глава ЦБР Эльвира Набиуллина сделала более осторожное заявление: резкое снижение ключевой ставки сейчас не приведет к значимым темпам экономического роста, но может спровоцировать всплеск инфляции. Вероятно, это означает, что на заседании 10 июня Совет директоров ЦБР оставит ключевую ставку неизменной. Боятся они, хотя и бодрятся.
Впрочем, возможно, ЦБР и снизит ставку, но чисто символически – на 0,25–0,5 п. п. Потому что ситуация уже дошла до абсурда: ставка 11% в экономике с текущей инфляцией ниже 5% (перевод в годовую размерность данных за 30 дней мая) – это не умеренно жесткая, как любит говорить Набиуллина, а сверхжесткая денежная политика с реальными 6% годовых.