Новости


Международные денежные переводы мигрантов

07.06.2016 | Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации публикует в майском Бюллетене о текущих тенденциях мировой экономики материал «Международные денежные переводы мигрантов».

07.06.2016

Регулярные переводы трудовыми и экономическими мигрантами части заработанных денег на родину создают значительные международные финансовые потоки, объемы которых быстро растут, а их вклад в ВВП отдельных развивающихся стран очень важен. По оценкам Всемирного банка, за 2015 год объем международных денежных переводов мигрантов составил 580 млрд долл., что вдвое выше уровня 2005 года и в 6 раз выше уровня 1995 года, но на 2% ниже, чем в 2014 году (График 8). База данных Всемирного банка по международным переводам — http://go.worldbank.org/092X1CHHD0. Учитываются не только личные переводы, но и оплата работодателями иностранного труда. Сумма входящих потоков переводов по миру примерно на 30% больше исходящих из-за особенностей учета.

График 8. Международные денежные переводы мигрантов, объемы в млрд долл. и годовые приросты в %, 1971–2015 годы; динамика основных переводов из развитых стран и стран — экспортеров энергоресурсов и цена нефти Brent, 1999–2014 годы

График 8.jpg

Источник — Всемирный банк

Помимо развитых стран существенные потоки переводов мигрантов отправляются из стран — экспортеров энергии, что объясняет сильные скачки темпов роста переводов в периоды увеличения мировых цен на нефть в 1970-х годах и после 2001 года: в среднем за 2002–2008 годы объемы переводов росли на 18% ежегодно. В 2012–2014 годах средние темпы роста объемов переводов составили всего 4,2%, а в 2015 году объемы переводов и вовсе сократились. Замедление темпов роста международных переводов мигрантов идет параллельно с общим замедлением темпов роста мирового ВВП, международной торговли (подробнее см. Бюллетень социально-экономического кризиса в России, выпуск № 12, апрель 2016 г.) и колебаниями цен на нефть для потоков из стран — экспортеров нефти. Для стран — бенефициаров переводов наступили трудные времена, поскольку, как в 1998 и 2009 годах, совпали два кризисных эффекта: общее замедление мировой экономики и падение цен на нефть.

Косвенные оценки указывают на то, что значительная (по всей видимости, большая) часть трудовых переводов в принципе не учитывается, поскольку средства перевозятся наличными. Степень недооценки потоков зависит от особенностей финансовой системы стран, стоимости и надежности платежных систем. Но даже видимые потоки переводов мигрантов из развитых в развивающиеся страны сопоставимы с объемами прямых иностранных инвестиций и превышают потоки официальной помощи развитию (Migration and development brief, World Bank Group and KNOMAD, April 2016).

Один из важных вопросов состоит в том, каким образом переводы используются их получателями. Анализ способов использования переводимых средств сложен из-за отсутствия статистических данных, поэтому приходится опираться на отдельные косвенные исследования (Chami R., Fullencamp C., Jahjah S. Are Immigrant Remittance Flows a Source of Capital for Development? // IMF WP/03/189, 2003. Rapoport H., Docquier F. The Economics of Migrants’ Remittances // IZA Discussion paper 1531, March 2005, Germany). Бесспорно, что трудовые мигранты в первую очередь поддерживают текущее потребление своих семей в странах происхождения, а по мере перемещения близких родственников в страны своей занятости — оставшихся на родине. Пока трудовые мигранты планируют в будущем вернуться домой, они вкладывают значительные средства на родине в жилье. На определенной стадии они могут создавать там свой бизнес. В любом случае эти переводы (как учтенные, так и скрытые от статистики) служат важным (иногда важнейшим) средством покрытия торгового и платежного дефицита стран-бенефициаров. Тем самым переводы влияют на курс национальных валют, характер производства и импорта товаров для потребления. При этом средства трудовых мигрантов на их родине не являются источником поступлений налогов в национальные бюджеты, поскольку налоги выплачиваются (если выплачиваются) в стране пребывания. По мере закрепления семей в стране пребывания параметры денежных потоков меняются (см. следующий раздел).


Географическая структура и особенности переводов

Основными получателями переводов трудовых мигрантов являются развивающиеся страны, получившие в 2015 году 454 млрд долл., или 78% всех международных переводов: 260 млрд долл. из развитых стран, 194 млрд долл. — из других развивающихся, преимущественно нефтяных экспортеров (Таблица 1). Динамика этих двух групп переводов, естественно, различается.

Главными странами — получателями переводов мигрантов являются Индия (12% мировых потоков в 2015 году) и Китай (11%). Между ними есть ключевое различие: Индия получает переводы преимущественно из развивающихся стран (около 67% всех переводов в Индию), а Китай — из развитых (92%, причем почти по четверти всех переводов в Китай приходится на США и Гонконг).

В пятерку лидеров по получению переводов входят также Филиппины (4,9%), Мексика (4,3%) и Франция (4,0%). Больше 3% мировых переводов отправляется в Нигерию, Египет и Пакистан. Замыкают десятку Бангладеш и Германия. Таким образом, среди десяти главных получателей переводов присутствуют сразу две развитые страны — Франция и Германия, основные переводы в которые идут из Северной Америки и соседних европейских стран. Следует отметить, что на втором месте по объему денежных отправлений в Германию находится Турция — в 2015 году из Турции в Германию было отправлено 1,47 млрд долл., хотя в обратном направлении переводы составили всего 0,48 млрд долл. (что составляет 48% всех переводов в Турцию). Скорее всего, это не переводы трудовых мигрантов-немцев из Турции на родину, а комбинация двух или более эффектов (что требует более сложного анализа). Во-первых, это может быть знакомый по России вывод средств семей для инвестирования в надежную экономику (несмотря на низкие проценты) — «бегство к сохранности». Во-вторых, вместо затрат средств в Турции на улучшение условий жизни часть семей может укреплять свои позиции внутри Германии, в которой живут более 3 млн турок и курдов (из них половина — с турецким гражданством).

Лидером по отношению видимых переводов трудящихся к ВВП является Таджикистан. По оценкам Всемирного банка за 2014 год, этот показатель здесь достиг 37%. Далее следуют Киргизия (30%), Непал (29%), Тонга (27%) и Молдова (26%).

Главным мировым донором, откуда отправляется почти четверть мировых денежных переводов трудовых мигрантов (23% в 2015 году), являются США, причем они доминируют не только в переводах в страны Латинской Америки, но и в ряд других стран. В тройку также входят два богатейших королевства Персидского залива: Саудовская Аравия (8%) и ОАЭ (5%). Больше 3% мировых переводов отправляется из Великобритании, Канады, Германии и Франции. Замыкают десятку отправителей Гонконг, Австралия и Испания. Россия, откуда в 2015 году было отправлено 15,4 млрд долл., делит 11–12-е места с Италией. За ними идут Кувейт и Катар.

Таблица 1. Основные потоки денежных переводов мигрантов между развитыми и развивающимися странами мира*, 2015 год


* Деление стран и территорий мира на развитые и развивающиеся приведено по определению МВФ. Источник — Всемирный банк, Bilateral Remittance Matrix 2015

Крупнейшим межстрановым потоком переводов являются поступления из США в Мексику — 24 млрд долл. в 2015 году. В тройку также попали потоки США — Китай и Гонконг — Китай (по 16 млрд долл.). Далее идут три потока переводов в Индию — из ОАЭ (13 млрд долл.), США и Саудовской Аравии (по 11 млрд долл.). Для Мексики чистые переводы из США составляют (по текущему курсу) 2,9% внутреннего личного потребления. Переводы четырех королевств Персидского залива (Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта и Катара) для Египта эквивалентны 5,1% личного потребления, а для Индии — 2,4%. Для Украины общие притоки переводов (в долларах) составляли 7,4% личного потребления в 2013 году и 9,9% — в 2015 году.

Соотношение входящих и исходящих потоков денежных переводов мигрантов позволяет выделить не только основные страны-доноры и страны-реципиенты, описанные выше, но и страны-перераспределители, характеризующиеся большими объемами переводов при их относительно небольшом сальдо. Из первой десятки стран — перераспределителей трудовых доходов шесть находятся в ЕС: это Франция (в 2015 году страной отправлено 20 млрд долл., получено 23 млрд долл.), Германия, Испания, Италия, Бельгия и Великобритания.

Россия также является важным перераспределителем трудовых доходов мигрантов — в 2015 году страной было отправлено 15,4 млрд долл. и получено 7,1 млрд долл. Обмен переводами идет в основном с развивающимися странами — соседями по СНГ. В 2015 году главные денежные потоки из России были направлены на Украину и в Узбекистан (по 3,1 млрд долл.), в Таджикистан (2,0 млрд долл.) и Киргизию (1,3 млрд долл.). При этом главный поток переводов в Россию в 2015 году также пришел с Украины (2,2 млрд долл.), а второй по величине — из Казахстана (1,5 млрд долл.). Устойчивый приток переводов из Украины в Россию в 2010–2015 годах указывает на бегство денег (как из Турции в Германию) к надежности и высоким ставкам в банках, хотя возможны и особенности учета. Из развитых стран Россия в 2015 году получила лишь 1,8 млрд долл. (в т.ч. 0,7 млрд долл. из Германии и 0,3 млрд — из США). Отдельный интерес представляют крупнейшие потоки, идущие из развивающихся стран в развитые. На первом месте здесь стоит поток Мексика — США, на втором уже упоминавшийся выше поток Турция — Германия.

Отметим высокую концентрацию источников переводов мигрантов из стран-доноров (График 9): из США — в Латинскую Америку; между странами ЕС; из королевств Персидского залива — в страны Ближнего и Среднего Востока и Южную Азию; из России — в страны бывшего СССР. В известной мере можно сказать, что сложившиеся направления движения рабочей силы (и обратные — денежных потоков) стали важными встроенными механизмами функционирования мировой экономики. Расчеты показывают важную и устойчивую роль вышеупомянутых четырех источников переводов средств для стран, откуда происходят трудовые мигранты.

Фактически международные переводы мигрантов служат цели сглаживания мирового неравенства, перемещая финансовые ресурсы из более богатых стран в более бедные. Отправляемые странами-донорами потоки действительно оказываются более концентрированными, чем потоки, получаемые странами-реципиентами, ― индекс Херфиндаля-Хиршмана (показывающий степень концентрации явления) исходящих потоков равен 743, что почти вдвое больше, чем у входящих потоков, ― 410.

График 9. Международные потоки денежных переводов мигрантов, основные страны — отправители и получатели, 2015 год


Источник — Всемирный банк, Bilateral Remittance Matrix 2015


Динамика переводов в 2010–2015 годах и их зависимость от мировой экономической и политической конъюнктуры

Динамика за 2010–2015 годы отражает увеличение объемов международных переводов, в том числе за счет роста масштабов международной миграции (например, удвоения числа трудовых мигрантов в Саудовской Аравии - 6 подробнее о Саудовской Аравии см. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики, выпуск № 6, март 2016 г.). Интересна реакция стран-отправителей переводов на мировые рецессии и спад нефтяных цен. Для США и ЕС — это снижение оттока средств к другим странам во время кризиса 2009 года. Для нефтяных экспортеров Персидского залива и России регуляторами потоков являются не столько кризисы вообще, сколько цены на нефть и соответственно доходы от экспорта энергоресурсов. Для этих доноров сжатие вывоза (переводов) средств мигрантов характерно в периоды снижения цен на нефть в 2009 и 2015 годах. В дальнейшем это может существенно повлиять на благосостояние и развитие стран-бенефициаров (Индии, Пакистана, Египта, целой группы стран на постсоветском пространстве — Таджикистана, Киргизии, Молдовы, Украины, Грузии), особенно в среднесрочной перспективе. 

В 2009 году на сокращение объема переводов оказали влияние обе основные причины: и кризис, и падение цен на нефть. В 2014–2015 годах падение цен на нефть более значительно влияет на динамику потоков (так, переводы из России в 2014 году упали на 9%, а в 2015 году ― еще на 28%). Зафиксированный небольшой рост переводов из Саудовской Аравии в 2014–2015 годах (в условиях падения цен) может отражать вывод части накопленных сбережений для сохранности, хотя это требует специального анализа.

Разработка Всемирным банком подробной статистики международных потоков денежных переводов мигрантов за 2010–2015 годы позволяет также проанализировать динамику конкретных межстрановых потоков переводов, в том числе двусторонний обмен отдельных пар стран (График 10). Среди ключевых тенденций 2014–2015 годов выделяются снижение поступлений средств от стран — экспортеров нефти в Индию, стагнация переводов в Египет, сжатие чистых поступлений на Украину, отток средств из Турции в Германию. Поступления средств из США в Китай и Мексику за эти годы выросли.

В среднесрочной перспективе развитые страны будут по-прежнему поддерживать страны — источники рабочей силы. При нефтяных ценах в диапазоне 40–60 долл./барр. можно ожидать, что потоки переводов от стран — экспортеров нефти будут ограничены, если только трудовые мигранты не станут выводить из стран пребывания свои накопленные сбережения.

График 10. Динамика ключевых направлений международных потоков денежных переводов мигрантов, 2010–2015 годы


Источник — Всемирный банк, Bilateral Remittance Matrix 2015


Теги: трудоспособное население, миграция, экономика

Возврат к списку