06.06.2016 | Источник: Новая газета
Вопрос реализации программы «Материнский капитал» в современной России весьма актуален. Помимо различных суждений о необходимости отмены или, наоборот, бессрочного продления программы, экспертами и представителями различных общественных организаций высказывается мнение о расширении направления ее использования.
06.06.2016
Весьма показательна реакция россиян по данному вопросу в социальных сетях. Многие из них предлагают за счет материнского капитала погасить потребительский кредит, разрешить приобрести личный автомобиль и прочее имущество. Иными словами, распоряжаться материнским капиталом по своему усмотрению. Но здесь как раз и таится главная ошибка.
Изначально само понятие «материнский (семейный) капитал» было предложено для обозначения специальной выплаты, поощрения, призванного стимулировать рождаемость в Российской Федерации. Не стимулирование потребительского спроса, не развитие отечественного автопрома и строительной отрасли закладывалось в основу материнского капитала.
Достаточно вспомнить ситуацию, в которой был принят первый вариант Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». С 1992 по 2007 год в России уровень смертности значительно превысил уровень рождаемости. В течение 15 лет в стране ежегодно умирали на 1 млн человек больше, чем рождалось. Одним из способов выхода из этого тупика и стала идея материнского капитала. В 2006 году в Послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию впервые прозвучало словосочетание «материнский капитал».
Напомним, право на материнский капитал имеет семья, в которой был рожден (или усыновлен) второй ребенок после 1 января 2007 года, когда был принят Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Размер материнского капитала ежегодно повышался. С 1 января 2015 года размер выплаты за второго ребенка составляет 453 026 руб.
Согласно действующему законодательству, материнский капитал можно потратить на образование ребенка, формирование накопительной части трудовой пенсии его родителей, на улучшение жилищных условий, в том числе с помощью ипотеки. С 2011 года материнский капитал может быть потрачен на строительство и реконструкцию частного жилого дома семьи ребенка.
В настоящее время ситуация с рождаемостью в России кардинально изменилась, и для показавшей свою эффективность программы материнского капитала рассматриваются новые направления вложения.
По мнению представителя РФ в Европейском обществе репродукции человека и эмбриологии, руководителя московской клиники экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) «АльтраВита» Сергея Яковенко, вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) оказались незаслуженно незамеченными при рассмотрении возможного направления использования материнского капитала. В рамках программы «Материнский капитал» главным является повышение рождаемости. Непосредственное инвестирование во вспомогательные репродуктивные технологии позволит существенно увеличить численность детей, рожденных после ЭКО у супружеских пар с бесплодием.
По статистике, около 6 млн супружеских пар в России бесплодны, из них 3 млн нуждаются в ВРТ. Именно поэтому весьма интересным выглядит предложение Сергея Яковенко о возможности использования материнского капитала для компенсации материальных затрат на лечение бесплодия с применением ВРТ у тех родителей, чьи дети родились с помощью ЭКО.
Возникает вопрос: разве подобная идея уже не осуществляется за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования? «Частично да, – пояснил корреспонденту «НГ» Сергей Яковенко. – Но для проведения программы ЭКО за счет средств ОМС существуют определенные критерии отбора. К тому же многие семейные пары не попадают под эти критерии, а средства ОМС не компенсируют полной стоимости лечения бесплодия. Существенная часть затрат приходится на закупку дорогостоящих лекарственных препаратов для ЭКО, на проведение анализов и лечение сопутствующих заболеваний».
Таким образом, государство за счет средств фонда ОМС получает всего лишь завершенную процедуру ЭКО. Дело в том, что после переноса эмбриона в полость матки действие программы ЭКО за счет средств ОМС прекращается. Само собой разумеется, перенос эмбриона, даже при всем совершенстве современной репродуктивной технологии, не гарантирует беременности и рождение ребенка.
В случае использования материнского капитала для компенсации материальных затрат на лечение бесплодия у супружеских пар, имеющих детей после ЭКО, государство напрямую будет инвестировать в рождаемость. Это достаточно непривычно звучит, многие по-прежнему рассматривают материнский капитал как бонус для рождения второго ребенка, приятное дополнение.
«Не всем повезло иметь возможность так рассуждать, – подчеркивает Яковенко. – В данном случае мы защищаем интересы пар, которые не могут зачать ребенка естественным путем».
Частота бесплодных браков в России составляет 17%. Для сотен тысяч людей возможность компенсировать затраты на процедуру ЭКО станет стимулом к отстаиванию права иметь собственного ребенка. Система ОМС предоставляет такое право с определенными условиями, в строго ограниченных объемах медицинской помощи и финансирования, которые далеко не перекрывают потребности всех нуждающихся в ЭКО.
По словам Яковенко, в России есть все возможности для оказания высокотехнологичной медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. В настоящее время в России проводится до 137 циклов ЭКО на 10 тыс. населения репродуктивного возраста, страдающего бесплодием, в США этот показатель на 30% ниже.
В российских центрах ЭКО частота наступления беременности зачастую выше, чем в аналогичных клиниках западных стран, и было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностью репродуктивной медицины как отрасли, способной существенно улучшить демографическую ситуацию в нашей стране. Необходимо только политическое решение. При этом никаких дополнительных затрат не потребуется.