• Главная
  • Новости
  • Кризисные центры для беременных и женщин с детьми: объединить усилия НКО и государства

Новости


Кризисные центры для беременных и женщин с детьми: объединить усилия НКО и государства

21.02.2022 | Источник: ОПРФ

В ОП РФ заявили о необходимости выстраивания общероссийской сети шелтеров для женщин в трудной жизненной ситуации.

21 февраля в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Создание единой всероссийской системы кризисных центров помощи беременным женщинам и женщинам с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

Участники круглого стола отметили, что, по статистике, каждая третья беременность в Российской Федерации заканчивается абортом. Эксперты обратили внимание, что чаще всего женщина, решившаяся на аборт, не нашла поддержки отца будущего ребенка, родителей, друзей, работодателей. Поддержку таким женщинам могли бы оказывать специализированные кризисные центры.

Работа по созданию общероссийской сети кризисных центров требует объединения усилий некоммерческого сектора и государства, в первую очередь в части государственного финансирования, считает Сергей Рыбальченко, председатель Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей. Он напомнил, что в последние годы было принято несколько решений на уровне правительства, направленных на снижение числа абортов. Так, с 2020 года увеличен объем услуг, которые медорганизации оказывают в амбулаторных условиях беременным за счет средств родового сертификата, полная стоимость которого составляет 12 тысяч рублей. В этом сертификате тысяча рублей выделена на возможность получения правовой, психологической, медико-социальной помощи.

«Необходимо увеличить эту сумму, потому что на тысячу рублей ничего серьезного не сделать. Надо увеличить и сам размер родового сертификата», — сказал Сергей Рыбальченко.

Также он предложил распространить пособие на одного ребенка до трех лет в размере прожиточного минимума, выделяемого тем семьям, чей подушевой доход не достигает двух прожиточных минимумов, на беременных женщин: «Возможно, установить пособие, независимо от того, есть нуждаемость в данном случае или нет. Но сделать эти деньги целевыми, чтобы они не могли быть направлены на приобретение алкоголя или другие цели, чтобы они очень конкретно шли на продукты питания, необходимые беременной женщине, а также на приобретение детских товаров».

Опытом оказания помощи беременным женщинам и женщинам с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, поделились представители Русской православной церкви и профильные НКО. Общее мнение — принятие женщиной решения об аборте часто происходит от того, что она оказывается в ситуации психологического, экономического, а нередко и физического давления или насилия и нуждается в психологической и материальной помощи.

Государственная поддержка кризисных центров снимет финансовую нагрузку с некоммерческих организаций и церкви, даст им больше инструментария для оказания помощи женщинам в сложных жизненных ситуациях, подчеркнула Наталья Москвитина, член Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, гендиректор благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «Женщины за жизнь». Она убеждена, что принуждение к аборту является насилием, и предлагает именно в такой трактовке заявлять этот термин в информационном поле. Кроме того, она настаивает на широком информировании граждан о существовании кризисных центров — это сработает на вторичную профилактику абортов, потому что женщина будет знать, что ей помогут.

«Центры репродуктивной помощи, или шелтеры, нужны, потому что насилие происходит каждый день. Всегда достаточно болезненный вопрос с помещением, с получением грантов на эту тему — порой сложно доказать, что эта ниша вообще существует. Можно посадить юристов, психологов, даже гинекологов на удаленку, можно наладить онлайн-работу волонтерского блока, но если женщине просто некуда идти, то ей никак не помочь. Я хочу заявить о запросе от некоммерческого сектора на ведение государственных шелтеров. Если они будут в каждом регионе, то это очень упростит нашу работу, мы сможем финансовые ресурсы направить на помощь другим подопечным, наличие убежища сделает работу НКО финансово продуктивнее и масштабнее», — заявила Наталья Москвитина.

Концепцию кризисных центров изложил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов. Это единая система государственных муниципальных и некоммерческих организаций, оказывающих помощь беременным женщинам и женщинам с детьми в трудной жизненной ситуации, с возможностью получения НКО системного государственного финансирования. Это единый стандарт оказания помощи и единая система маршрутизации. Еще одно предложение иерея Федора Лукьянова — законодательное закрепление понятия «трудная жизненная ситуация» с указанием на то, что таковой является склонение к аборту, угроза разлучения родителей с ребенком при отсутствии вины родителей и т. д.: «Это будет более широкий термин, чем слово “насилие”. Он позволит охватить максимальное количество пострадавших».

На необходимость стратегического понимания ценности деторождения указал Олег Аполихин, член Общественной палаты РФ, член корреспондент РАН, заслуженный врач России, главный специалист по репродуктивному здоровью мужчин Минздрава России. Репродуктивный потенциал зависит от трех блоков — это репродуктивное здоровье, репродуктивные потери и репродуктивное поведение. По мнению Олега Аполихина, причины снижения рождаемости и увеличения количества абортов не в медицинских технологиях, а в нравственности, в семье, в воспитании, в отсутствии целеполагания семьи.

«Нам нужна государственная национальная стратегия в области демографии, в основе которой стоит семья, и уже за ней все прочие составляющие: патриотизм, рабочие места для молодежи, система подготовки молодых людей и т. д. Акцент не на том, чтобы лечить запущенные состояния, а на пропаганде спорта, здорового образа жизни. А в основе семьи лежит идеология: будет идеология — будет семейное счастье», — сказал он.

Среди предложений участников круглого стола — интеграция огромного количества действующих горячих линий в единый трехзначный телефон (по аналогии с номером 112) по оказанию помощи семье; введение в оценку социально-экономического развития регионов и деятельности губернатора таких показателей, как средний коэффициент рождаемости, социальное благополучие и неблагополучие, поддержка многодетных семей и т. д.; поддержка профильных НКО в рамках реестра поставщиков социальных услуг; введение механизмов сертификации кризисных центров. Эксперты убеждены, что необходимо выстраивать систему противодействия разрушительным антисемейным технологиям.

Сергей Рыбальченко предложил в качестве пилота реализовать в одном из кризисных центров проект «Профессиональные няни — детям». Это позволит маме получить профессию, а также навыки, которые будут способствовать снятию барьеров в принятии решения о рождении ребенка.

Теги: семья, Сергей Рыбальченко

Возврат к списку