26.02.2017 | Источник: Известия
Писатель Диана Машкова — о том, почему детские дома в России нуждаются в «перезагрузке».
Вопрос о «перезагрузке» детских домов актуален уже давно. Еще в 2016 году было выпущено постановление, в котором говорилось, что основная задача центров содействия семейному воспитанию (именно так сейчас называются детские дома) — устраивать детей в семьи. В идеале ребенок не должен оставаться в учреждении дольше чем полгода.
Сейчас уже 2017 год, но, к сожалению, далеко не все детские дома пока смогли перестроиться. Для того чтобы переломить ситуацию в стране в целом, необходимо изменить восприятие детских домов обществом. Причем начиная с тех специалистов, которые там работают. Нужно понимать, что детский дом — это не постоянное место пребывания ребенка, там ему должны лишь помочь справиться с острыми психологическими состояниями, связанными с потерей родных, и подготовиться к жизни в приемной семье. Если раньше дети жили в детских домах с рождения и до 18 лет, а перед учреждением не стояло задачи каждому найти приемных родителей, то сейчас необходимо переориентироваться на семейное устройство и полное изменение качества жизни подопечных.
Безусловно, в каких-то детских домах акцент делали на поиск родителей для ребенка, на его сопровождение в приемной семье и до выхода постановления. Но в каких-то этого нет и сейчас. Никакой однородной картины нет на всю страну, потому что в данной сфере огромную роль играет человеческий фактор. Все мы понимаем, что детский дом — это искусственная среда, в которой просто невозможно добиться необходимого развития ребенка и его социализации. Там, где у руководителей было понимание того, что приоритетная задача — появление заботливой и ресурсной семьи у ребенка, работа всегда строилась абсолютно по-другому.
Воспитание строится исключительно на человеческих отношениях. От того, как чувствует себя директор, воспитатели, няни, учителя, зависит и то, какого качества услугу получит ребенок. Можно выпустить миллион законов, указов, но если человек не настроен на работу с ребенком, если он априори обижен на весь мир и несчастен, что он может дать детям? Это будет лишь постоянная трансляция недовольства собственной жизнью... Если же руководителю детского дома близка идея того, что даже самый маленький ребенок — это личность, что к каждому младенцу, не говоря уже о подростке, необходимо относиться с уважением, — картина будет иной. Такой директор понимает, что первоочередная задача — это устройство ребенка в семью, и он подбирает своих сотрудников с учетом их компетенций именно в этом направлении.
Необходимо помнить, что для решения проблемы сиротства важно развивать и направление профессиональных приемных семей, задача которых принимать особых детей и помогать им в экстренных ситуациях, чтобы они не попали в детский дом. Профессиональная семья — это качественная альтернатива детскому дому. Когда ребенок отобран или найден брошенным, то его после медицинского обследования временно берет под опеку профессиональная семья. И за это эти семьи получают вознаграждение.
Зарубежные страны с хорошо развитой социальной политикой вообще не имеют детских домов, они обходятся исключительно профессиональными приемными семьями. В Швеции детские дома закрылись примерно в 40-е годы ХХ века. В Исландии, Норвегии, Словении и Великобритании власти приняли решение поддерживать не государственные учреждения, а опять же замещающие семьи. И это было исключительно политическим решением. Профессиональные приемные семьи могли бы быть и в России, только пока не подготовлена политическая и законодательная почва. Хотя приемные семьи, которые работают по принципу профессионалов, уже существуют. Но их критически мало, просто единицы, и они пока не защищены социально.
Переформатирование детских домов и появление профессиональных приемных семей — это звенья одной цепи, которые помогут нам приблизиться к тому, чтобы у каждого ребенка-сироты появился значимый взрослый.
Автор — руководитель клуба «Азбука приемной семьи» благотворительного фонда «Арифметика добра»